§ 30. Упражнение в медитации, п.3

Размышлению можно учиться и упражняться в нем различными методами. Соблюдение какого-то метода, по крайней мере, в начале может быть просто необходимо, чтобы размышление было легким и приносило пользу. В больших упражнениях можно давать себе определенную свободу. Ведь метод не цель, а всего лишь вспомогательное средство. Поэтому его следует применять настолько, насколько это полезно.

Изо всех имеющихся методов размышления священнику, ведущему активную жизнь, пожалуй, лучше всего можно порекомендовать метод св. Игнатия. От прочих он отличается своим строго логическим и психологическим порядком и последовательностью отдельных частей, что значительно облегчает и само упражнение. Метод имеет и вполне практическую тенденцию, имея своей целью не столько любовное познание Бога, сколько приобретение основных добродетелей, причем не только с целью упорядочения и освящения собственной жизни, но и ради доверенных ему душ. Добродетели эти должны регулировать жизнь священника в обращении с миром и сделать его примером для верующих в сфере активной жизни.

Ниже приводится краткое описание метода св. Игнатия, так как он является самым распространенным.

1. Непосредственная подготовка включает в себя следующие моменты:

1) Вечером накануне следует прочесть предмет и уже в этот момент наметить себе плод размышления.

2) Утром постараться сразу же заняться мыслями, намеченными себе вечером накануне для размышления, то есть обдумать пункты размышления, чтобы благодаря этому ввести себя в правильное настроение. Разумеется, смысл Пасхи – не в хорошей погоде, но в снег и мороз будет не так легко войти в пасхальную радость (Мешлер). Настроение не является сутью размышления, но оно представляет собой важное вспомогательное средство для хорошего размышления.

3) Непосредственно перед размышлением нужно серьезно сосредоточиться, представив себе важность этого действия, и войти в присутствие Божье. Эти акты требуют очень мало времени.

2. Вступление к размышлению образуют подготовительная молитва и предварительные упражнения.

Подготовительная молитва состоит из простой просьбы о благодати доброго размышления: чтобы все мысли, чувства, а также плод размышления послужили к прославлению Бога. Предварительные упражнения стремятся ещё больше сконцентрировать душевные силы, уже сосредоточенные в ходе непосредственной подготовки, на самом предмете размышления. Как правило таких упражнений два: В первом предварительном упражнении следует представить себе место и события, или в случае размышления над абстрактным материалом, фантазия сама создает себе образ (напр., при размышлении о грехе или о какой-то добродетели). Цель первого предварительного упражнения – связать наш дух и нашу фантазию, чтобы было легче избежать рассеянности. Так у беспокойной птички нашей фантазии появляется насест, за который она может держаться, или на который она, вылетев, сразу может вернуться, сесть и снова собраться. Но не следует слишком напрягать фантазию, иначе это может снизить необходимую для размышления силу.

Второе предварительное упражнение, содержащее просьбу о плоде размышления, содержит в себе признание того, что благословение от размышления полностью зависит от благодати Божьей, и одновременно дает импульс воле для действенного сотрудничества.

Оба предварительных упражнения не должны занимать много времени. Это как бы интроит, настройка инструментов.

3. Собственно размышление совершается при применении душевных сил к отдельным пунктам, которые рассматриваются один за другим.

1) Память и разум в своей деятельности используют общие источники передачи материала (loci communes inventionis), которые даются в вопросах: кто, что, где и т. д. После того, как в результате этих вопросов материал был представлен четко, живо и относительно полно, разум применяет осознанную истину, делая заключения относительно состояния души. Он делает это, отвечая на вопрос: какой практический урок я могу извлечь из этой истины для себя? Следует сказать себе: эта истина, несомненно, содержит что-то прекрасное для меня. Ведь «любая тайна – это скала Моисея, в которой сокрыт обильный источник просветления и вдохновения. Следует только ударить по ней со властью и несколько раз» (Мешлер). Когда эта истина найдена, тогда нужно воодушевить свою волю, обрисовав мотивы для её соблюдения: соблюдать требования этой истины в собственной жизни достойно, полезно, легко, приятно, необходимо. Затем следует бросить взгляд назад, на прошлое, и вперед, на будущее, задав себе вопросы: Насколько я до сих пор следовал этой истине? Что мне нужно сделать в будущем? Какие препятствия следует устранить? Какие средства мне нужно применить для этого?

2) Активность воли в возбуждении чувств и создании намерения не имеет определенного места в размышлении. То тут, то там будут возникать чувства и намерения как результат живой деятельности памяти и разума.

Не так уж важно, чтобы таким образом весь подготовленный материал оказался предметом размышления. Наоборот, мы должны действовать, как пчелы, которые не оставляют цветка до тех пор, пока он ещё что-то может им дать. Иначе понижается сила и постоянство размышления. «Кто бегает за всеми зайцами, не ловит ни одного» (Мешлер).

4. Заключительную часть размышления образуют беседы (коллоквиумы) с Богом, Христом, Марией, святыми, в которых мы призываем их помощь для исполнения наших намерений.

5. После размышления следует кратко обдумать его ход, связав это с благодарностью Богу, если оно прошло хорошо, или выразить сожаление о допущенных ошибках. Всё это завершается устной молитвой.

« предыдущая К содержанию следующая »