Архидиоцезы и диоцезы

Объединение диоцезов в церковные провинции (митрополии) начинается во II веке на Востоке, а с IV-V веков вводится также и на Западе. Эти митрополии, в большей или меньшей степени, соответствуют государственным провинциям. Епископ митрополии (митрополит) председательствовал в собраниях Епископов, утверждал новых Епископов, избранных клиром и народом (Никейский Собор, 325 г., кан. 4), и посвящал их, если только это право не было закреплено за Патриархом (как в Александрии). Он имел попечение об общих нуждах епархии или провинции (Антиохийский Собор, 341 г., кан. 9). С VI века Митрополита называют также "Архиепископом", почетным титулом, ранее употреблявшимся только по отношению к Патриархам и Экзархам. Также и нынешний Кодекс канонического права (кан. 435) проводит различие между этими двумя титулами, поскольку настоящий Митрополит всегда предполагает подчиненных Епископов, называемых "суффраганами", т.е. теми, которые имеют право голоса (suffragium) на соборе.

Согласно законодательству Декреталий, Митрополит должен был наблюдать за Епископами-суффраганами, мог совершать визитации, после своего, также и их диоцезов; он являлся апелляционной инстанцией и восполнял (iure devolutivo, т.е. не по собственному праву, а полученному вследствие определенных обстоятельств) небрежности суффраганов. Как утверждение, так и посвящение Епископов с XIV века было закреплено за Папой (новоназначенный Епископ может принять епископскую хиротонию, только имея на это Апостольский мандат – кан. 1013). Тридентский Собор ввел небольшие изменения в этой области; а нынешние права митрополитов перечислены в Кодексе канонического права в канн. 435 и слл. Отличительной деталью облачения Митрополита является паллий, который на Востоке используется всеми Епископами ("омофор"), а на Западе с VI века – только Папой, который с того же времени дарует его наиболее значительным Епископам, и прежде всего – Митрополитам, которые с VIII века обязаны испрашивать его как знак митрополичьей власти (кан. 437).

Павел VI посредством Motu proprio Inter eximia episcopalis от 11 мая 1978 года определил, что получение паллия закреплено исключительно за Митрополитами, латинским Патриархом Иерусалима и титулярным Кардиналом пригородной Церкви Остии, который является Деканом Коллегии кардиналов; при этом были отменены все предыдущие привилегии, данные Архиепископам и Епископам, как латинского, так и восточных обрядов.

Епископы получают полноту Таинства Священства (Конституция Lumen gentium, ст. 21) и являются подлинными преемниками Апостолов и продолжают их миссию (Деян 20, 28), хотя их округ, приход, с VI века называемый диоцезом, ограничен – как правило, территориально. Сразу после смерти Апостолов существуют Епископы, возглавляющие каждый диоцез. Первые Епископы были поставлены самими Апостолами; впоследствии они избирались клиром и народом, утверждаемые и посвящаемые Митрополитом. Ввиду различных посягательств со стороны светских властей, с XI века избрание Епископов входит в компетенцию кафедральных Капитулов, но с XIV века их назначение и посвящение закрепляется за Верховным Понтификом. Это установление подтверждается и действующим законодательством, с сохранением действия некоторых особых законов (канн. 377 §1, 1013). Епископы в своих диоцезах являются ординарными учителями католической веры, законодателями и судьями первой инстанции, пастырями верных; но в то же время они зависят от Папы (канн. 381, 391). Некоторые диоцезы, в исключительных случаях, подчинены непосредственно Святому Престолу, другие же принадлежат к различным церковным провинциям.