§ 32. Первый способ молиться, п.4

Это упражнение в основном рекомендуется для дней духовных упражнений. Прежде всего оно должно помочь упражняющемуся совершить добрую исповедь и расположить себя к серьезному улучшению своей жизни. При частом возбуждении раскаяния, которого требует данное молитвенное упражнение, оно особенно подходит для этой цели.

Однако это упражнение имеет богатые преимущества, так что может быть рекомендовано и в другое время.

Во-первых, это превосходное средство для приобретения сердечной чистоты. Тот, кто редко бывает дома, никогда по-настоящему не знает, что там делают его домашние или чужие люди. У души, которая никогда всерьез не размышляет, что происходит внутри неё, отсутствует первая предпосылка для прогресса и совершенства в духовной жизни – самопознание.

Благодаря частой практике этого способа молитвы мы входим в самих себя и познаем наш внутренний мир. Ведь исследование совести подобно зеркалу, в котором мы видим свои ошибки. Мы исполняемся страхом Божьим и достигаем большей тонкости совести.

Во-вторых, это упражнение помогает нам достичь доброй молитвы вообще. Ничто не делает душу столь склонной к общению и единению с Богом, как смиренное размышление. «Молитва смиренного проникнет сквозь облака» (Сир. 35, 17). Рассмотрение наших грехов и нашего ничтожества как раз и вызывает этот настрой.

В-третьих, этот способ молитвы имеет то преимущество, что в нем можно пребывать длительное время, не уставая, и намного легче избегать рассеянности.

В-четвертых, по причине его большой легкости и смены предметов его можно рекомендовать каждому.

Пример такого размышления о душевных силах.

1. Вступление: Сосредоточение и подготовительная молитва.

2. Размышление:

Память

а) Размышление: Она – хранительница событий. Из-за нарушения природы она теперь больше склонна представлять то, что льстит чувствам или эгоизму, чем то, что связано с Богом и божественными вещами. Она может послужить нашему облагораживанию, но также и нашему унижению. Всё зависит от того, даем ли мы ей по привычке представлять нам вещи благородные и святые, или греховные и омерзительные. Как же велико различие между чувственным человеком, увлекающимся вожделением плоти или предающегося мыслям о ненависти, и богобоязненным или святым, мысли которого всегда направлены на небесное!

б) Памятка для испытания совести: Мы можем злоупотреблять своей памятью, если мы, во-первых, вызываем в себе чувственные, а, тем более, нечистые мысли и воспоминания, возбуждающие в нас ненависть к ближнему. Во-вторых, если мы беспорядочно даем ход суетным и мирским воспоминаниям. В-третьих, если мы во время богослужения или совершения наших молитв даем повод к появлению отвлекающих мыслей.

в) Акт сокрушения о своих ошибках.

г) Намерение: Ходить в присутствии Божьем. «Я каждый день умираю» (1Кор.15, 31). «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3, 3). «Вспоминаю о Боге и трепещу; помышляю, и изнемогает дух мой» (Пс. 76, 4).

Разум
а) Размышление: Разум дан людям прежде всего затем, чтобы познать Бога и всё, что относится к служению Ему. Прежде всего мы в смиренном послушании должны верить всему, что Бог открыл нам и представляет нам через Свою св. Церковь как предмет веры. Мы должны стремиться всё глубже понимать содержание веры, чтобы лучше служить Богу и вернее исполнять Его заповеди.

б) Памятка для испытания совести: Мы согрешаем против цели этого дара Божьего, когда не применяем его как средство для познания того, что необходимо знать для спасения нас самих и доверенных нам людей; когда действуем безрассудно, дерзостны в суждениях или не исполняем того, что обдумали и нашли правильным, когда предаемся небрежности и искушениям; когда слишком упорно настаиваем на своем суждении перед начальствующими, когда действуем пусть и по плотскому уму, но не по уму, которому учил нас Христос; когда по гордой любознательности тщимся обосновать то, что Бог окутал для нас тайной и что мы должны принимать со смиренной верой; когда тщеславие побуждает нас к достижению всевозможных знаний.

в) Акт сокрушения о своих ошибках.

г) Решение на будущее: «Себя самого в правде знать и презирать себя – вот выше всего и всего полезнее знание» «О подражании Христу» 1, 2. 4. – Отче наш.

Воля
а) Размышление: Согласно св. Павлу в нас содержится двойное стремление: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 19 – 23). Павел скорбит об этом до смерти. Об этом можем скорбеть и мы. Но всё же есть и великое утешение в том, что мы можем собрать себе множество заслуг, если противостоим нашей похоти.

б) Испытание совести: Источник почти всех грехов находится в беспорядочном себялюбии. Поэтому исследование должно распространяться на его разветвления по трем направлениям похоти: похоть очей, похоть плоти и гордость житейская.

в) Сокрушение.

г) Намерение: борьба с себялюбием каких-то определенных пунктах. – Отче наш.

Беседа с Богом Отцом, Творцом нашим. Просьба о прощении и прошения.

« предыдущая К содержанию следующая »