§ 33. Второй способ молитвы, п.1

Во втором способе молитвы характер размышления выражен ещё больше. – Следует выбрать какое-то молитвенное правило или место Св. Писания и занять им силы души: память, разум и волю, размышляя над смыслом и значением отдельных слов и понятий, которые сами по себе представляют собой материал для размышления, пребывая в размышлении над отдельным словом до тех пор, пока оно занимает дух, то есть дает ему «питание, назидание и утешение» (Мешлер).

Задача памяти при этом – представить нашему духу значение отдельных слов, еще более наглядно представить найденную истину с помощью сравнений и соответствий, точно высвечивая смысл составных частей, сравнения и соответствий и, учитывая значение и содержание слова, над которым идет размышление в данный момент, чтобы оно было представлено по-настоящему наглядно.

Так, например, размышляя подобным образом о молитве Отче наш, мы должны будем размышлять о первом слове «Отец» так, что Бог действительно наш Отец. При этом следует вспомнить обязанности отца по отношению к детям, а затем применить это к Богу и размышлять, как Бог намного больше, чем земной отец по отношению к своим детям, делает всё это для своих земных детей, особенно, если они стали Его детьми через сверхъестественное возрождение в крещении.

Разум выполняет практическое полезное применение, размышляя о том, что из этой истины следует для нас.

Например, при размышлении о слове «Отец» мы осознали, что Бог любовно явил Себя как наш Отец. Тогда само собой напрашивается заключение, что мы должны быть достойными детьми этого Отца и исполнять свои обязанности детей по отношению к Нему.

Воля занимается различными чувствами, которые вытекают из размышления над одним словом. Это должны быть акты отдельных добродетелей.

Так в вышеприведенном размышлении о слове «Отец» это могут быть акты любви, благодарения, восхищения, боли, просьбы о прощении, посвящения себя Богу.

Оглядываясь на прошлое и глядя в будущее, следует формулировать соответствующие намерения. При этом нужно учитывать и препятствия, которые необходимо устранить.

Тем самым в этом способе молитвы содержится сущность размышления.

Подготовительную и заключительную молитву обращают к той личности, к которой обращено и молитвенное правило. То, что не удалось сейчас пройти таким медитативным способом, добавляется при простом прочтении молитвы, чтобы в следующий раз продолжить размышление над ней.

« предыдущая К содержанию следующая »