§ 35. Польза духовного чтения и способ его совершения, п.3

Наряду с ежедневным размышлением духовное чтение образует одно из основных средств для собственного совершенствования. Более того, оно необходимо, чтобы вообще можно было полностью совершить само упражнение в размышлении. Ведь чтение – это то масло, которое питает пламя внутренней молитвы. Потому и св. Иероним призывает деву Деметрию «занять свой дух любовью к святому чтению». Он же пишет Евстохию: «Читай часто и учись, сколько можешь. Сон должен одолевать тебя, когда ты еще держишь книгу в руках, и открытое Св. Писание должно подхватывать твое падающее лицо».

Всякий, кто хочет иметь прогресс в духовной жизни, должен практиковать это упражнение. Оно необходимо даже ученым и совершенным, как замечает О. Альварес. Ученым оно необходимо не для того, чтобы узнать нечто новое, а скорее чтобы получить импульс для применения знаний на деле. Мы многое знаем, но это неплодотворное знание, а духовное чтение должно побуждать и нашу волю.

Это упражнение принесет благословение и совершенным Ведь никто не бывает настолько совершенным, чтобы он уже не мог стать ещё совершеннее. Духовное чтение указывает человеку на все более высокие степени совершенства и вызывает стремление к ним. «Послушает мудрый - и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» (Притчи 1, 5). Духовное чтение особенно следует рекомендовать священнику. Все почетные титулы, которые принадлежат священническому сословию как никакому другому, указывают на то, что он, кроме благодати таинства священства и призвания, нуждается и в других вспомогательных средствах, чтобы жить достойно своего высокого положения и благословенно исполнять свои высокие обязанности. Священники – «свет миру» (Мф. 5, 14), зажженный самим Господом и вознесенный в Его святилище: поэтому у них не должно быть недостатка в масле, чтобы напитать свои светильники. Священники – это пастыри (1 Петра 5, 4), поэтому им нужно знать, где находятся добрые пажити. Они устроители (Еф. 4. 12) и должны иметь план и правила, и подходящий материал. Они – полководцы в священной битве: поэтому они должны быть правильно вооружены. Как отцы христианской общины они должны давать своим детям сытный хлеб, «как врачи больных душ – сильное лекарство, а как справедливые судьи грешников – слово правильного решения». А кладовая всех этих вспомогательных средств – духовное чтение тех книг, «которые дают им свет и направление, побуждение к добру, мужество и крепость на их усеянном терниями пути».

« предыдущая К содержанию следующая »