§ 35. Польза духовного чтения и способ его совершения, п.7

Само же чтение должно совершаться при постоянном воспоминании о том, что здесь важно не столько знание, сколько делание. Мы должны обращать больше внимания на то, что сокрушает и волнует сердце, чем на то, что возбуждает наше любопытство и щекочет уши. Мы должны, как в зеркале, видеть свои ошибки и, исполненные ревностного восхищения, взирать на те лучи света, которые отражают образы Бога и святых, чтобы и нам ходить во свете (1 Ин. 1, 7). Мы должны ревностно размышлять о том, что служит этой цели. Потому духовное чтение не может быть беглым. Необходимы моменты тишины, чтобы подумать и обратиться к Богу с молитвой, чтобы прочитанное было по-настоящему принято нами и принесло ожидаемый плод. «Премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее» (Прем. Сол. 6, 12). Нельзя читать и слишком много за один раз. Избыток в чтении отягощает душу и наполняет дух идеями, которые тот не может привести в порядок, так что они остаются бесплодными для практической жизни. Для плодородия почвы полезен не наводняющий всё ливень, а тихий, продолжительный дождь, который медленно проникает в почву и орошает всё. Регулярное чтение приносит благословение. Даже если прочитанное снова ускользает из нашей памяти, его действие всё равно остается в душе: она поддерживает свою чистоту и сохраняет восприимчивость к благодати Божьей; от неё всё дальше отходит побуждение ко злу, а стремление к добру набирает силу, в ней утверждается и постоянство.

Тот, кто ищет в чтении не просто чего-то приятного и развлекательного, а духовной пользы, должен придерживаться определенного чтения, даже если оно порой ему и не по вкусу. Царство Божье заключается не в красоте языка, а в святости жизни. Тот, кто спешит к одной цели, не должен идти по многим путям, но только по одному. Тот, кто ходит то к одному, то к другому врачу, сам себе наносит вред.

Для нашей пользы и для пользы других людей рекомендуется по завершении духовного чтения записывать то, что открылось нам в нем. Это те камешки, собранные у чистого ручья, которые мы сможем бросать в нашего адского врага в моменты борьбы.

Как было бы прекрасно, если бы можно было сказать о нас, священниках, что мы, благодаря постоянному чтению и непрерывному размышлению, сделали свое сердце библиотекой Христовой! Холодность не смогла бы проникнуть туда, где на страже стоят благочестивые мысли, а охваченный истиной ум придал бы нашим словам ту силу убеждения, которая могла бы изменить настрой и привести к основательному улучшению и других людей, ведь только дух говорит к духу, просвещает и облагораживает его.

« предыдущая К содержанию следующая »