§ 36. Испытание совести. Общие замечания, п.1

«Совесть – это живое отражение божественного миропорядка, вечного закона (lex aeterna), в душе человека». Вечный закон для свободных творений является нормой жизни, по которой они должны судить сами себя и по которой они будут судимы. Советь во внутреннем мире человека имеет сходное значение и положение. Прежде всего, она выполняет функции законодателя, помогая человеку осознать волю Божью как нравственное правило для его действий, говоря нам, что нужно делать, а от чего отказаться, предостерегая и ободряя нас, устрашая и предупреждая. Если же поступок уже совершен, тогда она выступает против нас как свидетель и показывает нам, что мы сделали злого или доброго. И, наконец, она выступает как судья, который называет доброе добрым, а злое злым, который либо награждает нас счастливым сознанием, что мы поступили в соответствии с волей Божьей, либо наказывает тяжким бременем сознания вины.

По природе своей советь – это акт практического разума, направленный на отдельные действия и оценивающий, хороши они или плохи с точки зрения морали; и одновременно воздействующий на волю, чтобы та по свободному выбору действовала в соответствии с нравственным порядком; а после совершения действия поощряющий или наказывающий своим одобрением или неодобрением. – При этом суждении, соответствует или не соответствует что-либо воле Божьей, в качестве критерия используются как естественный закон, так и позитивные божественные и человеческие законы, а также предписания начальствующих и то, что относится к сфере советов.

Совесть называют и голосом Божьим в человеческом сердце. Однако было бы неправильным понимать это выражение так, как будто Бог непосредственно говорит с нами, давая своего рода откровение. Это основано скорее на том, что Бог вписал в дух человека естественный нравственный закон, дав нам те общие нравственные принципы (synderesis), благодаря применению которых мы разумом осознаем, что должны и чего не должны делать. S. Bonaventura 2. Sent. Dist. 29, art. 1, q. 1: Conscientia est sicut praeco Dei et nuntius et quod dicit, non mandat ex se, sed mandat quasi ex Deo, sicut praeco cum divulgat edictum regis, et hine est, quod conscientia habet virtutem ligandi. Следовательно, голос совести – это результат силлогизма, даже если он не совершается прямо с формальной точки зрения. S. Thomas 1. 2 q. 19, art. 5: Conscientia nihil aliud est quam applicatio scientiae ad aliquem actum, то есть на одно из наших действий.

« предыдущая К содержанию следующая »