§ 37. Общее испытание совести, п.2

Следовательно, в этом упражнении мы должны различать две основных части, одна из которых относится к прошлому, а другая – к будущему. К прошлому относится благодарение, исследование с обращением за помощью Св. Духа и раскаяние, а к будущему – намерение и просительная молитва. Всё это совершается в пяти пунктах.

а) Благодарение: У нас есть столько поводов благодарить Бога, что мы, собственно говоря, «всё время должны стоять на коленях» (Мешлер). Конец дня особенно подходит для исполнения этой обязанности. Итак, следует поблагодарить Бога за всю благодать и за все естественные и сверхъестественные, известные нам и сокрытые от нас дары для тела и души, особенно за страдания и испытания, за то, что Бог сохранил нас от болезни и греха. Следует благодарить и от имени тех, кто не умеет благодарить Бога или даже злоупотребляет Его благодеяниями. –

Благодарение следует предпослать испытанию совести. Это выдает глубокое знание св. Игнатием человеческой души. – С одной стороны, взгляд на великие и многочисленные благодеяния напоминает нам и о великой ответственности, возложенной на нас: «От всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). Ведь всякий дар – это одновременно и задание. С другой стороны, благодеяния помогают нам увидеть в правильном свете и наши пороки, пробуждают в нас любовь к Богу и боль раскаяния о наших грехах, а также побуждают к исправлению.

б) За благодарением после обращения за помощью к Св. Духу следует собственно испытание совести. Оно направляется на мысли, слова и дела. Легче всего его совершать, пройдя в духе все свои действия в течение дня, с момента, когда мы встали с постели, и так час за часом. При этом следует вспоминать места, где мы находились, людей, с которыми мы общались, профессиональные обязанности, занятия и отдых.

Там, где испытание совести совершается регулярно каждый вечер, и где в целом присутствует религиозное стремление, такое исследование не требует много времени. Человек уже знает, где у него обычно бывают недостатки. Так ему бывает легко вспомнить всё, что было нехорошо. При этом не надо быть мелочным и придирчивым.

Когда мы вытираем пыль с какой-то поверхности, мы не смотрим на каждую пылинку, а вытираем сильными движениями всю пыль сразу. А сильное движение здесь – раскаяние.

в) Раскаяние. «Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50, 19). Лучше всего возбудить акт совершенного раскаяния во всём, что называется грехом и что было совершено нами. Это необходимо, чтобы душа вновь обрела силу, утраченную в пылу дня.

г) Намерение. Здесь нужно учесть предмет частного испытания совести. При этом следует учитывать предоставляющиеся возможности и взять крепкое намерение.

«Будь ревностен в преуспеянии…Помни, что ты себе целью поставил (следовать за Христом), и представляй себе образ Распятого… Больше тяжести – противиться порокам и страстям, чем от телесных трудов утомляться… Столько успеешь, сколько сам над собой сделаешь насилия».

д) Просительная молитва. Всякая наша способность к спасительным делам – «от Бога» (2 Кор. 3, 5). Благодать обещана молитве. Но мы просим не только за самих себя, но и вспоминаем всех, кто находится в опасности для тела и души, а также и все важные предприятия, нацеленные на увеличение славы Божьей.

Значение двух последний пунктов, образующих вторую часть этого религиозного упражнения, проистекает уже из того, что это позитивная часть. Разрушать не так трудно. Труднее созидание, которое здесь и является целью разрушения.

« предыдущая К содержанию следующая »