§ 38. Частное (особое) испытание совести, п.3

Что касается пороков, то здесь в первую очередь следует рассматривать собственно грехи (peccata), которые мы вновь и вновь добровольно совершаем, несмотря на противоречие совести. У настоящих духовных людей в этом упражнении речь может идти, конечно, лишь о повседневных (легких) грехах. На втором месте находятся неосторожные поступки (offensiones), которые по причине недостаточного размышления лишь незначительно могут быть вменены в вину, но которые при большей бдительности можно было бы избежать или сократить. Сюда относятся неосторожные взгляды, слова, действия. На третьем месте – наши упущения (negligentiae), которые наносят ущерб совершенству, хотя здесь и нельзя напрямую говорить о грехах. Такая небрежность может проявляться в недостатке у нас доброго намерения, в том, что мы не используем многие милости Божьи, с помощью которых Бог желает возвести нас к еще высшим ступеням.

При этом нужно учитывать следующие советы: сначала нужно бороться против внешних пороков, через которые вовлекаются в страсти наши ближние, уже хотя бы потому, что эти пороки легче преодолеть, но еще и потому что они затрудняют совместную жизнь и наносят душевный ущерб не только нам, но и другим.

Если мы хотим сделать предметом частного испытания совести внутренние пороки, то это прежде всего должен быть тот порок характера, который представляет самую слабую сторону внутреннего замка нашей души. Именно этот порок наш враг преимущественно и с расчетом делает целью для своих операций. В нем мы находим источник многих других пороков. Борьба с ним и искоренение его ослабит и силу остальных, если они вообще полностью не исчезнут.

Мы познаем этот порок, если при исповеди или при общем испытании совести обращаем внимание на то, какой порок встречается чаще всего, или к чему плохому наиболее охотно и почти незаметно обращаются наши мысли, порицание в чем со стороны других воспринимается нами наиболее болезненно. Возможно, наши добрые качества могут показать нам направление, где искать главный порок. У любого света есть своя тень. Некоторая твердость характера может перерасти в упрямство, мягкость – в слабость и т. д.

« предыдущая К содержанию следующая »