§ 38. Частное (особое) испытание совести, п.4

Как уже было отмечено, вместо порока можно сделать предметом частичного испытания совести и добродетель, давая себе отчет, как часто мы пробуждали и пробуждали ли вообще в себе акты этой добродетели, когда нам предоставлялась такая возможность. Такое позитивное действие может вращаться вокруг того же объекта, что и негативное. В последнем случае мы исследуем ошибки, совершенные нами против данной добродетели, в первом – акты данной добродетели. Цель одна и та же, только пути к ней различны. В общем, особенно в начале, лучше идти по негативному пути, в особых случаях можно отдать предпочтение позитивному. Это бывает тогда, когда после какого-то времени возникает потребность в некотором разнообразии, или когда человек уже продвинулся в духовной жизни. Если мы избираем добродетель, то она должна быть такой, практиковать которую очень рекомендуется. Она должна быть действительной, а не кажущейся добродетелью, такой, которая внутренне охватывает человека, духовно поднимет его и приближает к Богу.

В таком случае она не должна становиться предметом частичного испытания совести во всей своей полноте. Её следует подразделить на различные пункты и ступени. Поэтому стараться следует с помощью духовного чтения, размышления и изучения познавать её природу, различные акты и степени.

« предыдущая К содержанию следующая »