§ 38. Частное (особое) испытание совести, п.7

Примером может быть упражнение в любви к ближнему.

Что в него входит? Уважение. Желание добра, отсутствие зависти, радость с радующимися, любовное настроение и мягкость в суждении, благосклонная речь, молчание при обидах, мягкость в порицании там, где порицание необходимо. В чем проявляется благосклонность? В делах милосердия для тела и души: в маленьких любезностях, в молитве, поучении и т. д. Для священника: отзывчивость, подготовка проповеди, катехизации, посещение больных и т. д.

В качестве упражнения здесь можно выбрать: благосклонность в общении, особенно, в речи. Негативно: сегодня я хочу за столом или там, где я обычно общаюсь с окружающими меня людьдми, не говорить ничего, чем я могу по праву обидеть других или причинить им боль. Позитивно: я хочу стараться порадовать других приветливыми словами.

Размышление о результатах. При отсутствии благосклонности затрудняется совместная жизнь, становится невозможным радостное сотрудничество, души наполняются горечью, солнце жизни как бы меркнет.

Побудительные причины: Самообладание – это сила. – Все мы дети одной и той же семьи Божьей. Спаситель сказал: «Мир вам!»

Поскольку слабые м нечеткие намерения исчезают легко и быстро, так что в течение дня на них почти не обращают внимания, рекомендуется не упускать твердой его формулировки, как это было показано выше. Интересно, как новая психология возвращается к старинному рецепту св. Игнатия по формированию воли.

Так Р. Герлинг в своей книге Бессилие воли пишет: «Сделай себе утром предположение «Сегодня я буду обращать внимание на то, чтобы не плевать, - не грызть ногти, - не прищуривать глаз и т. д.» Следует перечислить соответствующие привычки. Вечером расследуй сам с собой, как тебе удалось подавить их, и выяви те привычки, с которыми ты не справился. На следующий день возьми особое намерение относительно их и обращай внимание только на их преодоление… Сначала возьми намерение избавиться от одной привычки, и только когда она уже будет искоренена, возьмись за вторую. С каждой победой растет и твоя сила». Здесь непроизвольно думаешь о словах апостола Павла: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы – нетленного» (1 Кор. 9, 25).

« предыдущая К содержанию следующая »