§ 39. Посещение Св. Даров, п.1

Цель человека заключается в его соединении с Богом, стремление к этому соединению неискоренимо вложено в каждое человеческое сердце. Блага этого мира не могут удовлетворить человека. И если бы он и захотел удовольствоваться ими, то в его сердце осталась бы ощутимая, мучительная пустота, которую заполнить может только Бог. «Ты мне свидетель, Боже, что ничто меня не может утешить и ни единое создание успокоить не может – только Ты Единый Боже мой: Тебя единого желаю созерцать вечно» (О подражании Христу, IV, 11. 3). В самом начале, в раю Бог отвечал на это страстное желание, и сердце человека было удовлетворенным. Бог ходил вместе с первыми людьми, небо спускалось к земле.

Люди согрешили, и тогда небо покинуло этот мир. Бог скрылся от Своего творения, между Ним и людьми как будто образовалась стена, разделяющая их. Но желание осталось в человеке, и горькая, мучительная тоска по небесному отечеству пронзает его. Беспокойно и судорожно отверженное человечество стремится к близости с Богом. Это стремление настолько сильно и свойственно всем, что там, где заблудшему духу человеческому недостает водительства и просветления, он привязывается к идолам, создавая бога сам себе.

Человеку недостаточно повсеместного присутствия Бога в Своем творении, так же как и в образе или в притче. Человек хочет иметь своего Бога, для Которого он создан и Чей образ он носит в своей душе в неизгладимых чертах, иметь рядом с собой реально и чувственным образом, соответствующим человеческой природе. Даже надежда на обладание Им в потустороннем мире не может полностью утолить эту тихую сердечную боль, не может удовлетворить потребности в личном общении с Богом. Бог, сотворивший сердца и понимающий их до самой глубины, всегда отвечает на это желание, пусть даже после отпадения человеческого рода это возможно только более или менее несовершенным образом. Если отбросить отдельные явления, то мы находим Бога, чувственным образом присутствующего при скитаниях Его народа в пустыне: столп облачный днем и столп огненный ночью – это знаки Его особой близости. О присутствии Бога давало знать таинственное облако славы Господней над крышкой ковчега Завета. В этом сиянии славы Он как бы постоянно обитал среди народа Своего. Но Ветхий Завет был только тенью Нового Завета, поэтому и присутствие Бога в Ветхом Завете – это только слабое указание на Его обитание среди людей в Завете благодати. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14). Бог стал таким, как один из нас. Люди теперь смогли увидеть своего Бога, так как Он облекся во плоть и жил среди них. Они могли говорить с Ним лицом к лицу.

Когда же потом Сын Божий на глазах учеников Своих вознесся на небо и облако скрыло Его от глаз их (Деян. 1, 9), у них и у нас не было полностью отнято Его присутствие.

« предыдущая К содержанию следующая »