§ 40. Пример святых и подражание им, п.5

К подражанию святым нас в основном побуждает чтение их жизнеописаний, а также почитание святых.

Что касается чтения жизнеописаний святых, то они достигают своей цели, только если изображают святых без искажений.

Жизнеописания святых отличаются от повествования о жизни Иисуса, представленного в Евангелиях тем, что последние были написаны по вдохновению Святого Духа и дают нам абсолютно подлинный образ Спасителя, в то время как биографии святых являются человеческим произведением и содержат в себе и недостатки. Такового. Сюда следует отнести и то, что особенно ранние «жития святых» показывали только светлые стороны, да к тому же еще и в преувеличенном виде, так что в них мы не можем найти «настоящих» святых. Однако односторонность и историческая недостоверность ведут скорее к тому, что нам остается только восхищаться святыми, но не появляется мужества ревностно им подражать. Намного полезнее для нас такие изображения жизни святых, которые показывают нам путь их становления, открывая нам, как они преодолевали слабости своей человеческой природы и вышли победителями в борьбе. См. P. Lehen. Der Weg zum inneren Frieden.

Даже реальные пороки и грехи ни в коем случае не следует скрывать. Их сокрытие, которое происходит из ложного понимания почтения, - это, как говорит св. Франциск Сальский, «несправедливость по отношению к святому и ко всем, жившим после него». Ведь «хорошо видеть ошибки в жизни святых, не только чтобы познать милость Бога, который простил их им, но и чтобы учиться избегать их, отвращаться от них, каяться в них» (См. Eggersdorfer, Die Aszetil des hl. Franz von Sales, S. 32). Жизнеописание святого не должно избегать чудес, но неподтвержденным чудесам в нем не должно быть места. Легенды могут украшать святого. И это даже хорошо, ведь они отражают мнение народа и очень четко схватывают своеобразие святого. Но легенда никогда не должна подаваться как история. Историк же, описывающий жизнь святых, должен быть не просто критичным и методичным, но и иметь понимание сверхъестественных вещей и христианской жизни, внутренних и внешний мистических явлений (Meschler, Aszetik und Mystik, Freiburg 1917, S. 36 ff.).

Однако еще больше, чем чтение жизнеописаний, к подражанию святых нас побуждают праздники, установленные Церковью для их почитания.

Молитвы Св. Мессы и Литургии часов указывают на эту цель. Приведем один пример. Так, Церковь в день Св. Андреаса Корзини (4 февраля) молится: «Боже, воздвигающий в Церкви Твоей всё новые и новые образцы добродетели, даруй народу Твоему так следовать примеру Твоего исповедника и епископа Андреаса (ita sequi vestigia), чтобы удостоиться награды (ut assequatur et praemia)».

Проповедник раскрывает перед нашим духом образ святого, дает нам мотивы и средства для подражания ему.

Иконы святых и их почитание также имеют большое значение для подражания святым. Ведь Церковь учит, что благодаря им «глазам верующих предстают спасительные примеры, чтобы те возблагодарили за это Бога и, подражая святым, привели в порядок свою жизнь и нравы, а также

Более ревностно поклонялись Богу, любили Его и упражнялись в благочестии» .

« предыдущая К содержанию следующая »