§ 41. Обращение к святым, п.1

Обращение к святым имеет свое глубочайшее основание в церковном учении об общении святых, в сверхъестественном общении, которое является плодом искупительного дела Иисуса Христа (Рим. 12, 5), и в которое входят как все члены Церкви на земле, так и бедные души в Чистилище и святые на небесах. Мы все, как говорит апостол – «одно тело во Христе» (Рим. 12, 5; ср. 1 Корю 12, 27).

а). Члены одного тела не могут не заботиться друг о друге. «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12, 26).

Так на основании этого живого соединения заранее можно предположить, что святые на небе как торжествующие члены этого тела, уже достигнув своей цели, не остаются безучастными к нам, вынужденным сражаться за победу (Флп. 3, 14). Мы радуемся достигнутому ими блаженству и приветствуем их. Но они еще больше сострадают нам. Мы в них уже торжествуем, а они сражаются за нас своим ходатайством. Иначе можно было бы предположить, что они забыли о своих собратьях по не несчастью, как виночерпий фараона, выйдя из темницы и достигнув почетного положения, забыл о толкователе снов. Но виночерпий и Иосиф не были членами одной Главы. Мы же, напротив, «тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12, 27).

Мы можем с уверенностью предположить, что их любовь к ближнему, берущая начало в любви к Богу и имеющая Бога своей целью, сейчас, когда они соединены с Богом пламенной любовью, никак не ослабела по сравнению с тем, какой она была на земле, где им приходилось бороться с человеческой слабостью. Напротив, приблизившись к источнику милосердия, они и сами стали более сострадательными и участливыми.

Полученные на земле добродетели в потустороннем мире достигают своего совершенства, подобно тому, как гадательное познание этого мира достигает совершенного зрения там (1 Кор. 13, 12).

Так святые, по словам Оригена, не только учат нас, как мы должны сражаться с силами врага и переносить тяготы борьбы, но и сами сражаются за нас, причем они идут во всеоружии перед нами, в первых рядах.

Побуждать их по мере дозволенного помогать нам должна и забота о совершенном развитии «Тела» Христова, которое настанет только тогда, когда все, кого Он определил для жизни, достигнут её.

б). Ходатайство святых на небе за нас людей на земле, полностью соответствует порядку Божьему, наблюдаемому повсюду, как в естественной, так и в сверхъестественной сфере. Согласно этому порядку, Бог дает Своим творениям участие не только в Своем бытии, но и в Своем действии. Это происходит не потому, что Бог нуждается в людях, а для того, чтобы более явной стала благость Божья, когда Бог не просто являет благо Своим творениям, но и дает им возможность делать благо другим.

Итак, Бог использует святых в наших нуждах в качестве ходатаев за нас не потому. Что они сначала должны вызвать у Него сострадание к нам, но для того, чтобы в них и через них открыть Свою силу и благость, подобно тому, как солнечный луч показывает множество своих цветов через призму. «Благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его» (Пс. 102, 21). Бог желает воздать честь и Своим святым. И Он почитает их, делая их уполномоченными небесной любви и милосердия.

Наконец, в этом порядке Божьем мы должны усмотреть и доказательство божественного снисхождения по отношению к нам. Осознав собственное недостоинство, мы вполне можем ощутить чувство стыда, в котором нет ничего зазорного. Нам бывает стыдно напрямую приступить к Богу, и мы надеемся, что скорее будем услышаны, если облечемся в ходатайство наших святых ближних.

в). Мы должны держаться веры в ходатайство святых на небесах еще больше и потому, что Св. Писание явно подчеркивает значение молитвы ангелов за людей. Но ведь святые нам намного ближе, чем ангелы, как по своей человеческой природе, так и по своим земным битвам и борьбе. Движимый этой мыслью, святой Бернард обращается к святым: «Вы знаете наши опасности, вы знаете нашу нищету; вы знаете нашу невежество и хитрость наших врагов Вы знаете их неудержимые атаки и нашу слабость. И я обращаюсь к вам, у кого были те же искушения, кто победил в тех же битвах и сумел избежать тех же ловушек… Конечно, я и на ангелов уповаю … Но я считаю, что следует больше доверять тем, кто имеет ту же самую человеческую натуру, что и я, и кто потому с особой нежностью проявит милость к тем, кто плоть от плоти их и кость от кости их.

И если уж люди на земле могут и должны молиться друг за друга, если молитва праведников на земле много может сделать для их ближних (Иак. 5, 16), то тем более должны мы предположить, что молитва святых небесных, совершенных подражателей жизни Сына Божьего Иисуса, будет благоприятна Богу и Он услышит её!

Наша св. Церковь также учит, что святые в небе ходатайствуют за нас, причем не просто вообще, но и по отдельным нуждам.

Ясно. Что при этом нет никакого ущерба славе Божьей. Ведь и в случае ходатайства святых остается в силе слово (Пс. 83. 12): «Господь дает благодать и славу» (Пс. 83, 12). Ходатайство святых – это скорее свидетельство о бесконечной мудрости Божьей, которая через него поддерживает взаимную и утешительную связь неба с землей, умерших с живущими. Посредническое служение Христа от этого тоже не страдает. Более того, мы должны увидеть в этом откровение величайшей действенности дела искупления, которое придает такую великую силу молитвам святых.

«Я не знаю иного средства. Кроме моего Иисуса Христа:
В Его Крови Бог изливается в меня»

(Ангелус Силезиус, Херувимский странник).

« предыдущая К содержанию следующая »