§ 41. Обращение к святым, п.2

Из того факта, что святые ходатайствуют не просто за церковь вообще, но и за отдельные нужды её членов, как бы сама собой следует ценность обращения к святым за помощью. Впрочем, и здесь церковь высказалась очень четко. Она учти, «что святые, которые царствуют вместе со Христом, должны быть почитаемы и призываемы» (invocandos esse – Тридентское вероисповедание), и «что смиренное обращение к ним хорошо и полезно» (Заседане Трид. Собора 25). Церковь в этом учении хочет сказать нам по крайней мере то, насколько обращение к святым прилично (invocandos esse) и полно благословения (bonum atque utile) для нашего собственного спасения. Она также советует нам в нашей духовной жизни прибегать и к этому спасительному средству.

Насколько обращение к святым является частью христианского учения, показывают пиьсменные памятники ранних периодов церкви. Так в мученических актах св. Игнатия (гл. 8) сказано: «Некоторые из нас видели (во сне) святого Игнатия, как он ходатайствовал за нас». Согласно Оригену (О молитве, гл. 26, н. 4), праведники в небесном Царстве своими молитвами поддерживают Спасителя перед Отцом. Ориген представляет это учение как учение, которое можно было найти в послеапостольские времена (Hom. XXI in Iosue n. 5 bei Kirsch a. a. O. S. 53, nota 1). Св. Киприан просит посвященных Богу дев, чтобы они помнили о нем, когда счастливо достигнут свое цели в ином мире. Римские надгробные надписи 2 и 3 веков тоже свидетельствуют об этой вере; среди них найдены даже прямые обращения к умершим ради тех, кто составлял эпитафию и за других. Часто явно выражено, какое благо должен испрашивать умерший. См. Kirsch a. a. O. С. 55 и далее.

« предыдущая К содержанию следующая »