Титулярные кафедры

Сведения о существовании титулярных Архиепископов имеются уже в деяниях Халкидонского Собора (451 г., деян. 6, 13), который даровал Епископам Никеи и Халкидона титул Митрополита (без соответствующего служения). Подобным образом некоторые резиденциальные Епископы будут получать от Верховного Понтифика титул Архиепископа и право на использование паллия, в качестве знака особого благоволения; однако эти привилегии не давали прав юрисдикции. Еще более многочисленны титулярные Архиепископы и Епископы, получившие епископскую хиротонию, но не имеющие попечения о титулярной Церкви. Появление таких титулярных Епископов относится к IV веку. Согласно 8 канону Никейского Собора, Епископы-новациане могли после обращения сохранять свой титул и связанные с ним почести, не занимая при этом епископской должности. Велико было и число Епископов, изгнанных сарацинами в VII и VIII вв. (на Востоке, в Африке, в Испании), язычниками в XIII в. (Ливония) и турками после падения Святой Земли (1268 г. и позднее). Эти Епископы были приняты Епископами Запада как вспомогательные, а после их смерти были посвящены другие, как их преемники для тех Церквей, которые уже находились в руках нехристиан. Эта практика, урегулированная Вьеннским (1311 г.) и Тридентским Соборами, была сохранена Святым Престолом.

Назначение титулярных Епископов и Архиепископов входит в компетенцию Святого Престола. Их титул "Епископ in partibus infidelium" ("в странах неверных") был изменен Львом XIII на нынешний - "титулярный Епископ" (Апост. Послание In Suprema от 10 июня 1882 г.). Они не имеют никакой юрисдикции по отношению к своей титулярной Церкви (Григорий XV, Декрет Inscrutabilis от 5 февраля 1622 г.; Кодекс канонического права 1917 г., кан. 348 §1), но обладают привилегиями и почестями, проистекающими из епископского сана.